ООО «ЯмалПТС»

Социальная работа. Технологии организации и реализации социального обслуживания населения

Обучение по программе «Социальная работа. Технологии организации и реализации социального обслуживания населения»

Нормативно-правовые основания разработки программы. Программа профессиональной подготовки (ППП) разработана на основе требований ФГОС, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» (Профессиональный стандарт 03.001 Специалист по социальной работе, уровень квалификации 6) и профстандарта «Социальный работник», Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 года..

Требования к слушателям (категории слушателей). К освоению программы профессиональной переподготовки допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, а также получающие среднее профессиональное или высшее образование.

Обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации согласно профессиональному стандарту «Специалист по социальной работе» проводится для следующих категорий специалистов:

  • Психологи;
  • Специалисты органов социального обслуживания, интернатов и реабилитационных центров.

Целью обучения по программе профессиональной переподготовки  является овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления:

  • социальной защиты населения;
  • социального обслуживания сферы образования, здравоохранения, культуры;
  • предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • пенитенциарной системы и системы организаций, регулирующих занятость, миграцию, помощь в чрезвычайных ситуациях.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника. Выпускник программы профессиональной переподготовки  готовится к следующим видам профессиональной деятельности:  социально- технологическая и организационно-управленческая.

Социально-технологическая деятельность:

  • Выявление и оценка потребностей отдельных граждан, семей и иных социальных групп в социальном обеспечении, социальной помощи и социальном обслуживании;
  • Выбор и/или адаптация типовых социальных технологий. Направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты в целях индивидуального и общественного благополучия;
  • Эффективная реализация технологий социальной работы и мер социальной защиты с целью улучшения условий жизнедеятельности граждан и семей;
  • Предоставление типовых социально-бытовых, социально-медицинских, социально- психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально- правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникационного потенциала отдельным лицам и семьям;
  • Оценка эффективности реализации технологий социальной защиты граждан, в том числе качества социальных услуг;
  • Управление социальными рисками, возникающими в процессе жизнедеятельности человека, семьи и иных социальных групп. На основе современных стратегий и моделей социальной помощи;
  • Применение технологий активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния;
  • Представление интересов    и     потребностей    различных    групп    населения в межпрофессиональном, межконфессиональном      сотрудничестве,       в различных государственных, общественных, религиозных организациях и структурах.

Организационно-управленческая деятельность:

  • Содействие в осуществлении планирования, организации и контроля над реализацией мер социальной защиты, в том числе социальных услуг;
  • Ведение необходимой документации и организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.
  • Планируемые результаты обучения

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК4);
  • способностью к коммуникации в устной и письменных формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
  • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
  • способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
  • готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК-1); способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения (ОПК-2);
  • способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-3);
  • способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе информационно-коммуникационной сети «Интернет» (ОПК-4);
  • способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного пространства своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан (ОПК-5);
  • способностью к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия личности и общества (ОПК-6);
  • способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления (ОПК-7);
  • способностью к предупреждению и профилактике личной профессиональной деградации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ОПК-8);
  • способностью представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ОПК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению (ПК-1);
  • способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты (ПК-2);
  • способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов (ПК-3);
  • способностью к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-4);
  • способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан (ПК-5);
  • способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6);
  • способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения (ПК-7);
  • способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан (ПК-9);
  • способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан (ПК-10).

Социальный работник должен знать:

  • нормативные документы по организации социально – бытового   обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
  • организацию ведения домашнего хозяйства;
  • санитарно – гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;
  • основы психологии;
  • приёмы и оказание неотложной доврачебной помощи;
  • основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальный работник  должен уметь:

  • выявлять граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи;
  • обеспечивать обслуживаемых граждан продуктами, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача;
  • оказывать помощь в уборке жилых помещений, протапливать печи;
  • сдавать вещи в стирку, ремонт и т.п.,
  • оплачивать коммунальные и другие услуги;
  • организовывать ремонт жилья, работу на приусадебном участке;
  • обеспечивать топливом;
  • обеспечивать проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий;
  • оказывать содействие в поддержании контактов с родными и близкими, написании писем и заявлений;
  • знакомить с печатными изданиями;
  • помогать поддержанию личной гигиены;
  • контактировать с лечащим врачом обслуживаемых;
  • оказывать первую медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов, оказание первичной психотерапевтической помощи, вызов врача на дом;
  • сопровождать обслуживаемых в лечебные учреждения, посещать их при помещении в больницу;
  • оказывать ритуальные услуги.