Социальная работа. Технологии организации и реализации социального обслуживания населения
Обучение по программе «Социальная работа. Технологии организации и реализации социального обслуживания населения»
Нормативно-правовые основания разработки программы. Программа профессиональной подготовки (ППП) разработана на основе требований ФГОС, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» (Профессиональный стандарт 03.001 Специалист по социальной работе, уровень квалификации 6) и профстандарта «Социальный работник», Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 года..
Требования к слушателям (категории слушателей). К освоению программы профессиональной переподготовки допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, а также получающие среднее профессиональное или высшее образование.
Обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации согласно профессиональному стандарту «Специалист по социальной работе» проводится для следующих категорий специалистов:
- Психологи;
- Специалисты органов социального обслуживания, интернатов и реабилитационных центров.
Целью обучения по программе профессиональной переподготовки является овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления:
- социальной защиты населения;
- социального обслуживания сферы образования, здравоохранения, культуры;
- предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
- пенитенциарной системы и системы организаций, регулирующих занятость, миграцию, помощь в чрезвычайных ситуациях.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника. Выпускник программы профессиональной переподготовки готовится к следующим видам профессиональной деятельности: социально- технологическая и организационно-управленческая.
Социально-технологическая деятельность:
- Выявление и оценка потребностей отдельных граждан, семей и иных социальных групп в социальном обеспечении, социальной помощи и социальном обслуживании;
- Выбор и/или адаптация типовых социальных технологий. Направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты в целях индивидуального и общественного благополучия;
- Эффективная реализация технологий социальной работы и мер социальной защиты с целью улучшения условий жизнедеятельности граждан и семей;
- Предоставление типовых социально-бытовых, социально-медицинских, социально- психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально- правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникационного потенциала отдельным лицам и семьям;
- Оценка эффективности реализации технологий социальной защиты граждан, в том числе качества социальных услуг;
- Управление социальными рисками, возникающими в процессе жизнедеятельности человека, семьи и иных социальных групп. На основе современных стратегий и моделей социальной помощи;
- Применение технологий активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния;
- Представление интересов и потребностей различных групп населения в межпрофессиональном, межконфессиональном сотрудничестве, в различных государственных, общественных, религиозных организациях и структурах.
Организационно-управленческая деятельность:
- Содействие в осуществлении планирования, организации и контроля над реализацией мер социальной защиты, в том числе социальных услуг;
- Ведение необходимой документации и организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.
- Планируемые результаты обучения
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК4);
- способностью к коммуникации в устной и письменных формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК-1); способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения (ОПК-2);
- способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-3);
- способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе информационно-коммуникационной сети «Интернет» (ОПК-4);
- способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного пространства своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан (ОПК-5);
- способностью к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия личности и общества (ОПК-6);
- способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления (ОПК-7);
- способностью к предупреждению и профилактике личной профессиональной деградации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ОПК-8);
- способностью представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ОПК-9);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению (ПК-1);
- способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты (ПК-2);
- способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов (ПК-3);
- способностью к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-4);
- способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан (ПК-5);
- способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6);
- способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения (ПК-7);
- способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан (ПК-9);
- способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан (ПК-10).
Социальный работник должен знать:
- нормативные документы по организации социально – бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
- организацию ведения домашнего хозяйства;
- санитарно – гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;
- основы психологии;
- приёмы и оказание неотложной доврачебной помощи;
- основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.
Социальный работник должен уметь:
- выявлять граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи;
- обеспечивать обслуживаемых граждан продуктами, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача;
- оказывать помощь в уборке жилых помещений, протапливать печи;
- сдавать вещи в стирку, ремонт и т.п.,
- оплачивать коммунальные и другие услуги;
- организовывать ремонт жилья, работу на приусадебном участке;
- обеспечивать топливом;
- обеспечивать проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий;
- оказывать содействие в поддержании контактов с родными и близкими, написании писем и заявлений;
- знакомить с печатными изданиями;
- помогать поддержанию личной гигиены;
- контактировать с лечащим врачом обслуживаемых;
- оказывать первую медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов, оказание первичной психотерапевтической помощи, вызов врача на дом;
- сопровождать обслуживаемых в лечебные учреждения, посещать их при помещении в больницу;
- оказывать ритуальные услуги.